Академия винила от компании Pro-ject. Урок второй.
В первой части отчета о мероприятии мы ознакомили читателей с историей создания проигрывателей грампластинок, а также порассуждали о причинах текущего всплеска популярности казалось бы списанного в архив аналогового формата. Теперь пришло время поговорить о магии винилового саунда и современной аппаратуре для его получения от Pro-Ject Audio Systems.
Виниловая пластинка с момента своего появления на свет и по сегодняшний день является аналоговым носителем информации. «Аналоговый» в понимании поклонников формата означает «аналогичный», то есть не вносящий в первичную запись никаких искажений. Настроение, эмоции, энергетика, порой какие-то шероховатости исполнения бережно доносятся до слушателей в своем первозданном виде. Оговоримся, что речь в данном случае идет о потенциале технологии, который, естественно, легко свести на нет отпечатанной на виниле некачественной цифровой фонограммой. А утверждения из противоположного лагеря о том, что правильно построенный цифровой тракт высокого разрешения при наличии соответствующего контента «кладет на лопатки» любую виниловую запись, мы сегодня вынесем за скобки.
Современный проигрыватель грампластинок средней ценовой категории, впитавший в себя технические решения еще из XIX века, казалось бы должен являться достаточно простым устройством. Но, с другой стороны, для получения ожидаемого поклонниками результата он обязан функционировать с прецизионной точностью. Основу любого аппарата составляет шасси (стол, основание), на которое крепятся остальные элементы конструкции. Главное требование к нему — акустическая инертность, то есть неспособность передавать какие-либо резонансы. Двигатель вертушки, обеспечивающий вращение опорного диска со скоростью 33 1/3 либо 45 оборотов в минуту, должен работать максимально корректно, не допуская детонаций. Компания Pro-Ject выпускает моторы для своих моделей самостоятельно.
Привод у проигрывателей обычно бывает либо прямым, что в большей степени характерно для диджейского оборудования, либо пассиковым. В первом случае какие-то наводки могут передаваться на шкив и опорный диск, но в горячей клубной атмосфере это едва ли сильно огорчит публику. В устройствах Pro-Ject применяется только пассиковый привод. Опорный диск, на который укладывается грампластинка, также должен обладать акустической инертностью. Эта деталь в оборудовании доступного сегмента может изготавливаться из MDF, акрила, стекла, пластика, различных металлов. Стекло и пластик в своих аппаратах, выпускаемых под слоганом «Лучшее из доступного», фирма предпочитает не использовать. Картридж (головка звукоснимателя) у проигрывателей служит для снятия сигнала со звуковой дорожки диска и трансформации механической энергии в электрическую. Стратегическим партнером Pro-Ject по поставке картриджей много лет является существующая с 1918 года датская компания Ortofon.
Головка закрепляется на тонарме, отвечающем за точность ее позиционирования при проигрывании пластинки. От тонармов требуются прочность и, в очередной раз, акустическая инертность. Эти детали, которые различаются длиной, делаются у Pro-Ject из алюминия либо карбона. Ни одна вертушка не обойдется без встроенного или внешнего фонокорректора — прибора для корректировки специфической АЧХ воспроизводимой с пластинки записи и усиления полученного аудиосигнала. Многие аппараты бренда поддаются апгрейду путем замены головки звукоснимателя и опорного диска, так что искушенный меломан всегда сможет тонко настроить их звучание в соответствии с собственными вкусами.
Завершая разговор о конструкции вертушек, стоит обратить внимание на модель Pro-Ject Essential II Phono USB. Имеющийся у нее компьютерный интерфейс предназначен для подключения персоналки, способной оцифровывать фонограммы. Разобравшись на начальном, понятном для гостей лекции в магазине «Республика*» уровне с техникой, перейдем к персоналиям. Одним из «виновников» и инициаторов винилового ренессанса в Pro-Ject Audio Systems считают основателя австрийского бренда Хайнца Лихтенеггера. Это увлеченный аудиофил, авторитетный технический специалист и успешный бизнесмен.
Помимо работы над собственным проектом, он активно занимается в Австрии дистрибьюцией аппаратуры Hi-Fi / High End. В 1991 году, когда и была основана фирма, Хайнц Лихтенеггер оказался в соседней Чехословакии. Там он купил простую недорогую вертушку и решил ее доработать, исходя из собственного опыта и знаний. Так родилась культовая для 90-х годов модель Pro-Ject 1, удивившая журналистов профильных СМИ и меломанов уникальным соотношением цены и качества. Успешный аппарат и дал старт деятельности компании. По утверждению представителей бренда, традиция собирать награды у фирменной аппаратуры сохранилась, и она продолжает уверенно соревноваться с конкурентами, стоящими минимум на 20-30 процентов дороже. Техника Pro-Ject изготавливается только в Европе, где на собственном производстве уже создаются семейные династии высококвалифицированных специалистов. Когда оборудование и комплектующие находятся «под рукой», бренду легче выдерживать конкурентные цены за счет сокращения расходов на логистику. По неформальным экспертным оценкам, каждый второй проигрыватель среднего ценового сегмента на рынке украшен логотипом Pro-Ject. А уже по официальным данным, наиболее популярен в каталоге аппарат Debut Carbon, считающийся преемником легендарной «единички» из 90-х.
Говоря о реализации современных технологий в классических источниках аналогового сигнала, мы уже упоминали о наличии у Pro-Ject Essential II Phono USB интерфейса для оцифровки фонограмм компьютером. Но специалисты посчитали, что хорошую вертушку целесообразно интегрировать и с развлекательным оборудованием. Так, проигрыватель Pro-Ject Essential II Digital получил цифровой оптический выход, с помощью которого его несложно подключить напрямую к саундбару, ресиверу, телевизору. А своего рода «вишенкой на торте» для гостей лекции в магазине «Республика*» стала демонстрация новинки Pro-Ject VT-E. Это яркая красивая модель вертикальной компоновки. К шасси у нее прикреплена ножка, обеспечивающая вертикальное положение с небольшим наклоном назад. Но если ножку убрать и задействовать крепежные элементы, аппарат можно смонтировать на стену, сделав в комнате прослушивания одновременно и ярким дизайнерским элементом, и центром культурного досуга. Пластинка у Pro-Ject VT-E фиксируется винтовым прижимом, работа звукоснимателя настраивается на заводе. Потенциальный бестселлер позиционируется как устройство Plug & Play, вполне подходящее для новогоднего подарка.
Статья подготовлена по материалам Hi-Fi.ru